Вы здесь

Культпросвет

Онкологический центр в Москве

Здание московского онкологического центра, расположенное на Каширском шоссе, строилось в 1972-1979 годах по проекту архитектора Игоря Виноградского. Центр совсем не похож на обычные советские больницы, он выделяется своей монументальностью: изогнутые корпуса комплекса составляют в длину 600 метров (!), а высота округлой полосатой башни – 24 этажа. Сама башня – доминанта комплекса – имеет в поперечном разрезе форму буквы H. Не менее поразителен внутренний интерьер. Внутренние помещения – вестибюли, холлы, лестницы – весьма драматичны. Исключение составляют операционные, кабинеты и лаборатории, которые подчиняются медицинским требованиям. По замыслу авторов проекта, такое решение служило созданию благоприятной атмосферы для улучшения психологического состояния больных. Посредством этих интерьеров Виноградский стремился воздействовать на чувства пациентов, чтобы поспособствовать их исцелению. Однако главная тема, содержащаяся в таких интерьерах – это близость к смерти. Таким образом, в здании раскрывается неожиданно выразительная для больницы образность, проявляющаяся как в монументальности внешней архитектуры, так и в драматичности интерьеров внутреннего обустройства. Наряду с этим архитектор наделил своё творение важнейшим практическим смыслом – помощь в борьбе с болезнью и в преодолении страха перед смертью.

Архитекторы:
- И. Виноградский
- В. Орлов
- Е. Бекрицкий
- В. Антонов

Инженеры:
- М. Берклайд
- В. Ханджи
- С. Хаджибаронов
- М. Малахов
- В. Осташкевич
- Г. Гремушкин

Автор фото:
- Алексей Коженков

65
-1
0
+1

Ф.Энгельс. Эберфельдские речи

 

"Эльберфельдские речи" - это выступления Ф.Энгельса на двух собраниях в в Эльберфельде в феврале 1845 г. Они были также опубликованы в журнале "Рейнский ежегодник для общественных реформ". Эти выступления вызвали к Ф.Энгельсу "повышенный" интересполиции и намерение арестовать его за пропаганду коммунистических идей

Скачать: fb2 

Скачать: epub 

Скачать: txt

Скачать: pdf

39
-1
0
+1

Н. Костина – Утро Уралмаша

Картина «Утро Уралмаша», выполненная в стиле соцреализм, была написана в 1969 году. На ней изображена сцена начала рабочего дня одного из крупнейших в России машиностроительных предприятий. С самого утра из труб уже вовсю валит дым, на переднем изображены рабочие, бодро шагающие на свои рабочие места.

 

Нина Васильевна Костина (Поташова) (1933) — художник, педагог. Заслуженный художник Российской федерации с 1993 г. Родилась в 1933 году в Свердловске, окончила Свердловское Художественное Училище, а затем Московский Государственный Институт им. В. И. Сурикова. В 1965 году была принята в члены Союза Художников СССР. 1973 году Н. В. Костиной было присвоено учёное звание доцента кафедры рисунка живописи САИ. 1985 год — персональная выставка в СКГ. В 1992 году за заслуги в развитии изобразительного искусства Урала Указом Президента России художнику присвоено звание Заслуженный художник Российской Федерации. В 1993 году Н. В. Костина стала профессором кафедры КХП УралАрхи. 1994 год — персональная выставка в СКГ. Н. В. Костина — участница около 200 художественных выставок всех рангов, от персональных до международных; имеет правительственные награды — медаль «Ветеран труда», медаль «За доблестный труд». Художником написано множество больших тематических полотен, портретов, натюрмортов, пейзажей. Произведения Нины Васильевны Костиной находятся во многих музеях страны и за рубежом, в частных коллекциях Франции, Америки, Израиля, Индии, Японии, Голландии и др.

61
-1
0
+1

В. Александровский – Бешено

Бешено, Неуемно бешено Колоколом сердце кричит: Старая Русь повешена И мы - ее палачи.

 

Слава солнечной казни, Слава корявым рукам, Кто в себя не вмещает Разина, Пусть и мне даст кличку: хам.

 

А я и другие Железным прыжком - в века, Нервы - в узлы тугие, Солнце - в карман и в рукав.

 

Ничего, если мы сомнем Каблуками чахлые травы, Это жизнь запела огнем, Это жизнь именины правит.

 

К чорту старый ненужный хлам. Не волнует, не давит вчерашнее, И в пути мне совсем не страшно, Что вдогонку засвищут: хам...

 

Бешено, Неуемно бешено Колоколом сердце кричит: Старая Русь повешена. И мы - ее палачи.

 

1923

61
-1
0
+1

М. Герасимов – Предзимнее

Туман взлохматил гати, Летят на юг грачи. Топор — упорный дятел — И день и ночь стучит. Туман густой и синий Прильнул к моим плечам, Захрусталился иней По влажным кирпичам.

 

Застеклянились лужи, И кружит ветер сор. Колючий север стужей Засеребрил забор.

 

Печальным угасаньем Хрустальный день звенит, Холодное касанье Мне пальцы леденит.

 

Я новый и не прежний, В моей крови пожар... — Живей строгай, прилежней, Эй, плотник и столяр!

 

Чтоб сквозь буран услышал Про наш порыв весь мир, Ты, кровельщик, по крыше Смелее бей, греми.

 

Пусть сыплют снежным пухом Пустые небеса, Взнесем единым духом Мы в высоту леса.

 

Чтобы закончить зданье, Пурги не слышать стон, Могу согреть дыханьем Я стынущий бетон.

 

Чтоб кирпичи не зябли, Не лопалось стекло, Могу отдать по каплям Телесное тепло.

 

Постройка вся огнями, Сиянием зари, Предзимними ночами Созвездием горит.

 

1928

50
-1
0
+1

Детский музыкальный театр Наталии Сац

В 1965 году Наталья Сац основала детский музыкальный театр. Первые 15 лет театр жил без помещения, при этом постепенно набирая труппу профессиональных актеров, солистов оперы и балета. Тогда Н.И. Сац положила на стол министра культуры заявление, в котором уведомляла, что если не будет найден выход из этой ситуации, то она отказывается от руководства театром. Началась постройка специального здания для театра, завершившаяся в 1979 г. Сац предложила увенчать здание 6-тонной «Синей птицей» – птицей счастья, которая стала символом театра.
Театров такого назначения, да ещё и такого размера, в мире никогда не строили. Собственно, и сегодня не строят. Несмотря на то, что Театров Юного Зрителя в СССР было спроектировано немало, ДМТ это не помогло: тут всё оригинальное. Авторы мудро развели зрительскую и служебную части театра по двум параллельным «брускам». Сцена впервые в своей истории получила три портала.
Театр расположен в очень удобном месте: между цирком и Дворцом пионеров. Здание стелется горизонтально, выстреливая вверх три свои башни, которые образуют красивый пространственный треугольник. Башни отмечают главные площадки ДМТ, но при этом вторят округлости цирка. Внутри театра практически нет прямых линий: криволинейны стены, парапеты балконов, акустические панели потолка.
В 2019 году было принято решение реконструировать здание театра. На ремонтные работы выделено 1,8 млрд рублей.
Архитекторы:
- А. Великанов
- В. Красильников
- В. Орлов

Инженеры:
- С. Белов
- Ю. Гуров

Автор фото:
- Алексей Коженков

57
-1
0
+1

Ф. Юсов – Шахтёры

Картина Ф. Юсова, выполненная в стиле соцреализм. На картине изображены шахтёры, победившие в соцсоревновании.

 

Фёдор Сергеевич Юсов (1915 - 1998) – советский художник, живописец. Родился 13 мая 1915 года в городе Курганинск. В 1936-1939 годах учился в Пермском художественном училище. Был участником Великой Отечественной войны. В 1946-1952 годах учился в ХГХИ. С 1965 года – член Союза художников Украины. С 1958 года участвовал в республиканских, всесоюзных, международных и зарубежных выставках. В 1952-1968 и 1972-1996 годах работал художником Харьковского художественно-производственного комбината при ХО СХУ. Умер в Харькове в 1998 году.

47
-1
0
+1

А. Гастев – Ворота

Я целый год вас не видал. Дрожу и бегу к вам, черные трубы, корпуса, шатуны, цилиндры. Готов говорить с вами, поднять перед вами руки, воспевать вас, мои железные друзья. Я полон утра, солнца, я в золоте юности, передо мной без конца несется чудесное. Иду на завод, как на праздник, как на пиршество. Рабочий город залит, утонул в лучах. Ночная тьма плавится, и льется лавина, море, обвалы огня. – Пышущий, пылающий завод. Линия корпусов послала огни в поле, к оврагам, зажгла холодную росу тысячами бисера. Привесные фонари пробудили дремлющие болота. Вчера еще немые, они движутся, говорят, в осоках льется шепот светлых сказок. А с башни прямо вдаль огненно-белая струя, как брызги раскаленного металла, как застывший выстрел, пронзила лес. В лесу заходили шальные тени, птицы подняли небывалый гвалт и бурлят, как люди на митинге; молодые голоса запели весеннюю песню, вдаль понеслось цоканье дизелей; это аплодисменты перед открытием занавеса, дороги загудели октавами подземного ропота… Вырвались сирены и сотней завыли над городом; вот-вот вырвется еще новый свет, необъятный, невиданный, невообразимый свет, свет! Черным водопадом ввергается в заводскую пасть народ. Силачи-ворота без страха, не мигая, берут, все глотают, глотают. Сотня… другая… третья… Тысяча… Другая… И еще… и еще… Мы на дворе. – Осеняющая сила железа! Только вошел, и уже полонен, покорен, закован весь без остатка стихией грома, движения, света. Воздух гремит и восторженно стонет. Железная душа завода пронзила толпу. Грудь загудела металлической дрожью. В корпусах началась грузная возня. И все тяжелее, все громче. Корпуса разорвутся, лопнут. Они сейчас снимутся с места, взорвутся. Разразится катастрофа, из земли вырвутся фонтаны раскаленного металла. – Ну, да грянь! Грянь! Мы готовы! Мы на дворе, мы уже другие. Толпа идет новым маршем, ноги уловили железный темп. Руки горят, им нельзя без дела, им не терпится без молотка, без работы. Токи энергии надо разрядить. – Бей же! Бей! Да скорее, да чаще! Руби, пили! К машинам! Мы – их рычаг, мы – их дыхание, замысел. Тысяча работников, необъятная площадь станков. – Песню! – Железную! Одну-единую! Еще, еще быстрее мчитесь, колеса! Камень, металл, работники – все в вихре смешалось. Стальной шквал. Огненный смерч. Ураган работы. – Внимание! На секунду! Только сразу, всей тысячей: – Железный демон века с человеческой душой, с нервами, как сталь, с мускулом, как рельса. Вот он! Он добьется, он дойдет, он достигнет!

 

1918

53
-1
0
+1

М. Герасимов – Я не в разнеженной природе

Я не в разнеженной природе, Среди расцветшей красоты,- Под дымным небом на заводе Ковал железные цветы. Их не ласкало солнце юга И не баюкал лунный свет – Вагранок огненная вьюга Звенящий обожгла букет.

 

Где гул моторов груб и грозен, Где свист сирен, металла звон, Я перезвоном медных сосен Был очарован и влюблен.

 

Не в беспечальном хороводе – В мозолях мощная ладонь, Неугасимый на заводе Горел под блузою огонь.

 

Вздувал я горн рабочим гневом Коммунистической мечты И, опьянен его напевом, Ковал железные цветы.

 

1917

51
-1
0
+1

Жилой дом на Беговой улице

Этот дом – самый художественно выразительный из целой серии домов, построенных в 70-х годах прошлого века. Данные дома соединяют черты, заимствованные у французского архитектора Ле Корбюзье и латиноамериканского Оскара Нимейера.

 

Дом на Беговой как будто покрыт панцирем, панели его стен состыкованы не в одной плоскости, а внахлест, так что край верхней прикрывает нижнюю. Архитекторы объясняли это стремлением избежать промокания и продувания межпанельных швов. В панельном строительстве это действительно нередкая беда, а в данном случае риск усиливался тем, что строительство велось хозяйственным способом, то есть силами машиностроительного завода «Знамя труда». Собственно, для работников этого завода и предназначался дом.

 

Идею замены первого этажа «ногами» главный архитектор Меерсон позаимствовал непосредственно у Ле Корбюзье. Даже критики такого нерационального здания отмечали, что освободить место под домом в плотно застроенном массиве на Беговой улице – это хорошая идея. Ведь жильцы первых этажей страдали бы от шума уличного движения и любопытных глаз прохожих. Так же свободное пространство под домом не дает скапливаться загазованному воздуху под его стенами.

 

В наше время это здание используется как обычный жилой дом. Из-за оригинальности архитектурного решения «дом на ножках» привлекает внимание кинорежиссёров, он попал в кадр многих российских фильмов.

 

Архитекторы:

А. Меерсон

Е. Подольская

М. Мостовой

Г. Клименко

 

Инженеры:

Ю. Дыховичный

Д. Морозов

Б. Ляховский

 

Автор фото:

Алексей Коженков

44
-1
0
+1

Страницы